Дзогчен не должен быть еще одним элементом обуславливания или ограничения личности. Но мы должны немного открыть, чему же мы следуем, чего же мы ищем. Если мы подлинно следуем учению, то первая вещь – это узнать, почему мы этому следуем. Многие люди никогда не задают себе этого вопроса и не наблюдают себя. Но это очень важно. Потому что если вы не знаете, почему вы следуете учению, если вы не открыли этого, то внезапно вы можете обнаружить, что вы следуете учению, которое было всецело ложным. Никто не хочет причинить вред самим себе и никто не хочет дурачить и обманывать себя. Но у нас очень изощренный ум, очень сложные отношения и часто мы можем дурачить самих себя. Мы можем обуславливать самих себя, не зная об этом. В учении дзогчен нередко используют пример клетки, в которую посажена маленькая птичка. Тот, кто находит себя в клетке и кто привык быть в клетке, вроде маленьких птичек, которые рождаются и подрастают в клетке, то когда этой клетки больше нет, то такое существо или быстро съедают другие птицы, или оно утрачивает себя. Когда мы ищем учение, то мы ищем, как освободить себя, но если вы хотите освободить себя, то прежде всего вы должны открыть, что есть эта клетка и какая это клетка. И не достаточно просто знать, что есть клетка. Некоторые люди говорят: “Да, действительно, это так, у меня большая клетка, и было бы лучше выйти из нее”, и немедленно выходят и не знают, как они выходят. Тогда прилетает ястреб и забирает эту бедную маленькую птичку. Это значит, что существо не было подготовлено к выходу из клетки. Чему учит учение и прежде всего учение дзогчен? Оно существует, чтобы открыть, каковы ваши условия и как вы можете выйти из своей ситуации, как стать самостоятельным, автономным, как защитить себя от ястреба. Но иногда человек для того, чтобы быть свободным, создает другую клетку, клетку учений. Это совершенно прозрачная клетка, но все мы, все наше тело, наша речь и ум обусловлены учением. И в этот момент мы находимся в новой клетке. Очень важно это также открыть. Принцип нашей цели – это подлинная реализация. Мы должны действовать очень серьезно. Мы должны помогать себе. Под “помогать себе” имеется в виду также не дурачить себя. Если кто-то хорошо наблюдает себя, тогда он в конце концов поймет ценность учения. Многие люди привычно воображают себе, что они следуют учению, исходя из традиции, или они делают это, поскольку они видят, что другие тоже делают это. Но если вы продолжаете серьезно действовать в направлении учений, то это означает, что вы принципиально должны открыть, каково ваше реальное основание для этого. Раньше мы говорили, что человек обнаруживает себя в условиях двойственности. Он живет в дуализме, также рассуждая, мысля и работая в рамках этого ментального содержания. Даже если он способен производить анализ, который заполнит сотню томов, он ничего не разрешит, он все еще находится на дуалистическом уровне. Если он хочет освобождения от дуализма, то он должен выйти за его рамки. Если он должен выйти за пределы дуализма, то эта проблема не разрешается только лишь рассуждениями. Он нуждается в переживании учения. Таким образом, люди начинают понимать, каковы функции и назначение учения. Очень важно не закрывать себя. Я говорю это, потому что в учениях дзогчен это работает подобным образом. Вы не должны закрываться, вы должны быть открыты. Быть открытым не означает быть пассивным. Вы открыты с полным присутствием осознавания. В учении вы должны быть активными, вы не должны быть пассивными. Обычные люди, встречающиеся с учением, очень сильно стараются быть просто пассивными. Многие думают, что благодаря полученному благословению они могут получить реализацию. Это также можно назвать пассивностью. Я не говорю, что благословение не дает вам ничего вообще. Я не говорил такого. Если мы используем слово, мантру, например, или концентрацию, что бы мы ни делали, мы всегда получаем пользу. Но достижение некоторой пользы – это не то же самое, что и реализация. Мы же ищем реализации. Получение учения или получение того, что мы называем передачей, не следует путать с тем, что является ритуалом или церемонией. Когда вам передано нечто и вы понимаете, что это, тогда с этим знанием можно прийти к тому, что мы называем мудростью. И это то, как мы реализуем себя. Это достаточно важно, что следует понять. Намкай Норбу Ринпоче, "Беседы в Калифорнии", США, 1979-80 годы.